Михаил Веллер
Туземство десятилетиями начиналось прямо с аэропорта «Шереметьево-2»: добро пожаловать в Рашу. Хмуроватые пограничники проверяли документы так, как могли бы проверять справки у зеков при впуске в зону: отчужденные исполнители неприятного, но важного долга фильтруют толпу потенциальных врагов. Проверил паспорт. Отдал. Впустил. Но он тебе не друг! Ты просто не попался на этот раз - так и быть, проходи.
1. Отличительная черта стран третьего мира: любой служитель закона и вообще госслужащий - тебе не друг и не согражданин, у вас с ним разные интересы и разные задачи. Он и ты принадлежите к разным классам, и ты для него - либо нарушитель, либо сырье для получения взятки, либо безразличный нейтральный материал, который его не интересует.
В любой цивилизованной стране полицейский, убедившись в случае контакта в вашей лояльности, взглянет на вас с нормальным выражением лица, типа: «Мы с вами оба лояльные граждане, мы оба выполняем свой долг - охраняем страну и народ от преступников, и идем в этом деле друг другу навстречу в общих интересах, спасибо, что вы это понимаете и помогаете мне своей вежливостью и послушанием, извините за беспокойство, мы друзья, из одной корзинки, счастливо вам».
В России милиционер,
проверив ваши документы, пропуск, паспорт или что там по ситуации пришлось, чаще взглянет мимо ваших глаз, вернет документ в сторону ваших рук не фиксируя взглядом, и с минимумом артикуляции произнесет в пространство формулу позволения вам продолжать движение и действие. Так воспитали его наставники, коллеги, жизнь: «Свободен. Ладно. Не задерживаю. Гуляй пока». Хоть он и не имеет права никак тебя задерживать и ущемлять, и уже убедился в этом - но он остается хозяином твоей судьбы, властью, перед которой ты дерьмо, и чуть что - прищучит тебя.
В цивилизованной стране блюститель порядка служит Закону и Власти. В стране третьего мира блюститель порядка и есть власть, а вместо аморфного и почти не существующего закона есть его желание, интерес, самолюбие и произвол.
Когда в африканской стране полицейский берет себе твою авторучку или зажигалку, он убежден, что прав: он - власть, смысл власти в том, что она главная и ее желания уже законны, а подчинение любым требованиям власти - безусловны, любые же неподчинения должны караться.
Когда в России гаишник вымогает деньги у водителя, он знает, что ГАИ/ГИБДД так и устроена, чтоб брать взятки и отстегивать долю наверх. Когда мент в метро выворачивает карманы у хмельного, он знает, что это его добыча, санкционированная сверху.
В любом государстве власть отделена от общества и противопоставлена ему, да, - но только в стране третьего мира принадлежность к властным структурам означает включение в начальствующий класс с правом рассматривать общество как подчиненный и низший по отношению к тебе класс. Типа: мы с тобой не одной крови, быдло, плыви, пока я тебя ни в чем не уличил, потому что если ты меня раздражаешь - я сумею найти зацепку, чтоб сунуть тебя за решетку и отбить потроха, и хрен ты что мне сделаешь, и все это знают, и все мои коллеги меня поддержат.
2. Закона в России нет. Он продекларирован, но он не существует. Все Генеральные прокуроры России один за другим оказывались под следствием и хорошо, если не на нарах. Семья прежнего Президента страны освобождена от уголовного преследования особым указом следующего Президента страны. Любого олигарха при желании можно посадить - а можно и не сажать. Повальное взяточничество чиновников Президент с необыкновенным изяществом назвал «статусной рентой».
Выражение «цена вопроса» означает: дай нужному лицу названную сумму - и твой вопрос будет тут же и автоматически решен положительно, а нет - так нет. Выражение «лоббировать интересы» означает: мы пробиваем в жизнь нужные вам решения - за то, что вы нас материально отблагодарите в условленной заранее форме и размере. Чиновный аппарат сосет все соки из бизнеса, как слепни из быка - но за это и бизнес получает право впаривать потребителю гнилую и подпольную дрянь, фальшивые медикаменты и несъедобную жратву, не боясь преследователей со стороны государственных инстанций.
Господа. По коррумпированности и продажности всего и вся Россия занимает одно из призовых мест в мире, находясь здесь среди как раз сплошь полудиких стран третьего мира. Ну - хто мы и хде?!
3. Но мы выйдем из аэропорта или из вокзала. Мы пройдем мимо заискивающе-спесивых носильщиков с допотопнейшими телегами, сваренными из массивных водопроводных труб эпохи социализма. За провозку одного чемодана вдоль перрона с вас, согласно обозначенному тарифу, намерены содрать полтора-два доллара. Да они решили, что у меня денег как у дурака махорки! Где, в какой стране мира вы еще найдете здоровенных дармоедов с мордами вымогателей, катающих тяжеленные телеги - где, где, я вас спрашиваю?! Вместо нормальных тележек, которыми вы можете воспользоваться сами? Понимают ли власти и чиновники, что эти носильщики производят на цивилизованного человека впечатление первого привета из страны вчерашнего дня, из сюрреалистической туземландии?
4. А теперь полюбуйтесь на московских таксистов - тех, что окопались на вокзалах и при аэропортах. С этими же выражениями лиц они будут вшить лохов-приезжих в подвалы Лубянки или на народные стройки Колымы. Наглые, приблатненные, льстиво-высокомерные, задирающие цены выше, чем циничная танцовщица канкана задирают юбки над поясом. Они презирают тебя за то, что ты беден, если не едешь с ними - или за то, что глуп, если едешь. Поворот ключа в замке зажигания начинается после десяти долларов.
Нет, они нормальные мужики, эти водилы. Просто - на жизнь зарабатывать надо, семью кормить, ментам и тем-сем отстегивать. Просто - жизнь такая, что надо поддерживать корпоративную спайку и заряжать людей на бабки, а это требует определенного цинизма. И водила уже интонацией вопроса унижает приезжего, как наглый лакей унижает гостя высокомерным взглядом раздатчика блюд.
А вот стоят «желтые такси» на перекрестках, у метро и прочих забитых точках - и заламывают цены, как медведь заламывает козленка: н-на! На них не хватает лишь надписи «Только для дураков с лишними деньгами». Велика Россия - хватает и дураков» и которые с деньгами находятся.
А эти окопались на интуристовских тропах и перекрестках. И счетчик у них настроен, как скрипка, на два евро за километр. Прикинь пробки и светофоры и готовь пятьсот рэ за недлинную поездку по городу.
А нормальный горожанин поднимает руку - и тут же уезжает на бомбиле-частнике: вежливо и куда дешевле такси. Бомбят все! - такое впечатление. Ребята из Азии и с Кавказа покупают битые «жигули» и дуют на заработки, не зная города: «А дорогу подскажете?»
5. Категорически характерен для третьего мира российский автопарк. Сочетание самых дорогих марок: «бентли», «майбах», «порше», от «мерседесов» и БМВ вообще не протолкнуться, - с обилием полуржавых «помоек на колесах», ввезенных за гроши из Германии и Японии. Мало того, что они старые и разваливающиеся. Они дымят и чадят дико.
Ни в одной стране мира нет такого грязного и обильного автомобильного выхлопа, как в России. Столицы Запада, забитые автомобильными пробками, по сравнению с нашими городами дышат озоном! горным воздухом! Да за такой выхлоп там бы водителя пожизненно лишили прав, торговца автомобилями - лицензии, а начальника полиции сослали регулировать движение пингвинов в Антарктиде! Но туземцам себя не жалко: одни берут взятки, другие дают, и все вместе дышат дикой смесью, чтобы умереть до срока и в муках...
А вы полюбуйтесь на эти троллейбусы, которые больше воют, чем едут! Автобусы, которые дребезжат от износа и скрежещут от бессилия!
И венец позора - российские «жигули». Господа, этих машин видеть нельзя, не то что использовать. Это национальное унижение. Это грязный флаг экономической капитуляции на четырех колесах. Это плевок в лицо национальному самолюбию. Это истинная машина для туземцев. Ничего русского в ней нет, кроме отвратительного качества. Это, как все знают, дешевая массовая семейная модель итальянского «фиата» - но только сорокапятилетней (!) давности. Когда появилась машина - в СССР правил Хрущев, а Америке Кеннеди! Мы построили автогигант в Тольятти в шестидесятые годы - и стали гнать там уже давно шедшую с «Фиата» модель! В одном старинном боевичке эту машину рекламировал молоденький Ален Делон!
6. Наши - в среднем ничтожные и позорные - зарплаты характерны именно для третьего мира. Наша «потребительская корзина» весьма отличается от «цивилизованной»: в нашу не очень-то закладываются походы в театры и на концерты, не говоря о ресторане раз в месяц или о нескольких бутылках спиртного раз в месяц же; а как у нас с ежесезонной покупной чего-то свеженького и модного из одежды - или как с ежегодной семейной поездкой в места отдыха? Наша «потребительская корзина» - это узелок бедняка.
При этом - деньги в стране есть! Много! И правительство не знает, что с ними делать! То есть. То есть.
Мы бедны не потому, что в стране нету денег. Или земли, или ресурсов, или заводов, или людей. Есть все. Но это «все» устроено таким образом, что одни имеют шиш с маслом, а другие имеют масло с икрой и бриллиантами.
Вот это и называется страна третьего мира.
Сочетание позорной бедности с бесстыдной роскошью при общем богатстве страны - есть один из основных показателей принадлежности к третьему миру. Принципиальной принадлежности. Структурной. Системной. Внутриполитической.
Кушайте свою третьесортность, о любезные сограждане мои.
Может, хоть теперь кого начнет тошнить, и кто придет из раздражения в бешенство, и решит, что он должен хоть что-то сделать, чтоб жить не в позорной стране, а в достойной.
7. Сейчас возразят, что «зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета...»
Ракеты вы не делаете. Вы живете старыми советскими наработками. Еще через десяток лет они кончатся, военная техника посыплется по старости, устареет морально. Мозговики съезжают за рубеж, офицеры и генералы продают что могут. Потихоньку разворовывать ветшающий барский дом выгнанного барина - не значит быть домовладельцем, равным прочим.
Мы дожимаем остатки советской экономики, науки, техники, хозяйствования. В нашей нынешней экономической структуре и ее функционировании - нет заслуг по части того, что мы еще чем-то владеем. (Ну - вот выгнать всех из России и заселить дикарями: первое время у них все будет, пока не износится и не сломается. Так и населяющие сегодня Египет арабы уверены - в школе их учили! - что они - потомки и наследники великой египетской цивилизации, хотя не имеют ни малейшего отношения к великой культуре, языку, архитектуре, астрономии, земледелию и пр. настоящих и давно сошедших с лица Земли египтян. Египтяне кормили пшеницей полсредиземноморья и ставили пирамиды - нынешние египетские арабы не могут прокормить себя, а облицовку пирамид давно растащили на бытовые постройки.)
Величие России - военное, экономическое, территориальное величие России - есть остатки величия Советской Империи в непрекращающемся процессе уменьшения этого величия.
Динамика - динамика не в нашу пользу!
Сегодняшнее величие России означает лишь: «На сегодня у нас еще не все потеряно, прогажено и продано». И только!..
Так говорят спесивому и недоверчивому больному: «Дорогой, да, вы еще хорошо ходите, и можете поднять ведро воды, и пищеварение лучше, чем у многих, но мы наблюдаем процесс в динамике, и мы поставили диагноз - и вам надо лечиться! срочно! серьезно! иначе вы сдохнете скоро, батенька! Да, вот Иванов хилый и маленький, но он здоров и качает мышцы, а вы рослый и сильный, но вы слабеете с каждым днем, поэтому вас мы числим больным и отправляем в больницу!»
8. Изобилие ресурсов при малоразвитости промышленности и общей бедности - еще один вернейший признак страны третьего мира. Комментарии ну совершенно излишни.
9. Эмиграция сливок интеллектуалов. Эмиграция самой энергичной и квалифицированной рабсилы. Можно сказать: «Хотят самореализоваться». Или «За лучшей жизнью». Или: «Бегут с тонущего корабля». Но такая эмиграция - один из показателей места страны среди прочих в мире.
10.Торговля живым товаром: девушками для проституции и детьми для усыновления. На экспорт. В массовых масштабах.
11. А как насчет проституции? Нет, она есть везде, но Россия ведь стала одной из секс-стран для туристов мира!
Страна набита борделями и пестрит журналами призывов. Секс-туризм «попользуй русских незадорого набрал обороты серьезного бизнеса.
12. А чего стоит перекрывание центральных трасс Москвы - ежедневно! - когда едет Его Величество Большой Человек? Еще бы. Это свободный человек запросто разговаривает со своим президентом. А туземцу не полагается и близко контактировать с - Вождем! Лидером! Отцом нации! Всем принять вправо и стоять!
Вот это - летучее, ежедневное, бытовое, мелкое - унижение властью своего народа путем причинения ему неудобств ради своего пущего, с надежным запасом, комфорта - тоже характерная черта стран третьего мира.
Ну - слава богу, нас не едят жареными под ромовым соусом с плодами хлебного дерева.
13. И под номером тринадцатым - даем абсолютную и сладостную власть расплодившегося чиновничества в числах поголовья саранчи.
14. И в сочетании с этим всем - нашу весьма извечную ментальность в международном плане: взаимокомпенсацию комплексов шовинизма и национальной неполноценности с переменными перевесами одной из двух противоположностей: диалектика, так сказать. Русские - самые лучшие, храбрые, умные и добрые и талантливые, но они же неорганизованные, разгильдяистые, пьющие и ленивые. И к иностранцам пристаем: ну, как мы вам - нравимся? А наше то? А наше это?
И вдруг критики: мы дерьмо, идиоты, отсталые, вот у них там - все лучше - и воевать, и работать, и любить, и изобретать. Все - а-а-а-а-а!
Молчание. Вдруг - ответ: там - все дерьмо, а мы, если вот так разобраться, прибавить, умножить, вычесть и обернуть - то сразу видно, что лучше всех.
И редкий русский отзовется о русских, как о равных среди равных: у всех, мол, свои достоинства и недостатки, удачи и провалы, и у нас - вот такие и такие.
15. Выпьем с горя, где же кружка - русский национальный сосуд для водки? На прощание - про официантов, халдеев проклятых, сколько через них народных денег загублено.
В цивилизованной стране официант - это такой же человек, как ты, и работа у него такая же, и уважение ему такое же, и спрос такой же, просто его работа - принять твой заказ и принести блюда, а вообще вы с ним - равные, у обоих свое человеческое достоинство. У нас официант - обычно, обычно, - это специфическая смесь льстивости и наглости, подобострастия и хамства. Он тут же оценивает платежеспособность клиента, уверенность или робость, агрессивность или покорность. Неуверенному в себе он нагло навяжет блюда подороже, которых бедолага и не хотел. Он будет смотреть свысока. Но если - цыкнуть, чтоб летал мушкой, и дать понять, что пришел знаток с деньгами, он будет сносить от тебя грубость с ласковой улыбкой: «А как же!..» Он попытается навязать слабому клиенту свою волю, чтоб раскрутить на бабки, и презирает его, - но уважает того, кто сам его презирает и гоняет, зато кинет большие чаевые.
Он демонстрирует уважение к силе и презрение к слабости. А вы про демократию. В застолье как нигде раскрывается душа народа, есть мнение.
А варварский рев музыкальных децибел в российских кабаках!
16. И пьем мы как-то уж больно допьяна, имея цель выпить много. Да не только в праздник, а так, вообще. Тоже ведь какая-то туземная черта.
17. И совокупляемся куда беспорядочнее, чем в цивилизованных странах (если верить гадине-статистике). Тоже, понимаете, дети природы... цветы неразумные...